Советские танки Т серии

К лету 1943 года, когда наиболее болезненные
конструктивные недостатки Т-34 были устранены, у немцев появились новые
танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие наши
по мощи вооружения и толщине брони. Поэтому в ходе Курской битвы советским
танковым частям, как и прежде, приходилось полагаться на свое численное
превосходство над противником. Лишь в отдельных случаях, когда
«тридцатьчетверкам» удавалось приблизиться к немецким танкам почти
вплотную, огонь их пушек становился эффективным. На повестку дня остро
встал вопрос о кардинальной модернизации танка Т-34. Нельзя сказать, чтобы
к этому времени не предпринимались попытки разработки более совершенных
танков. Эта работа, приостановленная с началом войны, возобновилась в 1942
году, по мере завершения текущей модернизации и устранения недостатков Т-
34. Здесь, в первую очередь, следует упомянуть проект среднего танка Т-43.
Эта боевая машина создавалась с учетом предъявляемых к Т-34 требований -
усиления его бронезащиты, совершенствования подвески и увеличения объема
боевого отделения. Причем активно использовался конструкторский задел по
довоенному танку Т-34М.

Новая боевая машина на 78,5% была унифицирована с серийной
«тридцатьчетверкой». Форма корпуса Т-43 в основном осталась прежней, так же
как и двигатель, трансмиссия, элементы ходовой части, пушка. Основное
отличие заключалось в усилении бронирования лобовых, бортовых и кормовых
листов корпуса до 75 мм, башни-до 90 мм. Кроме того, место механика-
водителя и его люк перенесли в правую часть корпуса, а место стрелка-
радиста и установка курсового пулемета ДТ были ликвидированы. В носовой
части корпуса слева разместили топливный бак в бронированной выгородке;
бортовые баки изъяли. Танк получил торсионную подвеску. Наиболее же
существенным новшеством, резко отличавшим по внешнему виду Т-43 от Т-34,
стала трехместная литая башня с расширенным погоном и низкопрофильной
командирской башенкой.

С марта 1943 года два опытных образца танка Т-43 (им предшествовала машина
Т-43-1, построенная в конце 1942 года, имевшая люк-пробку механика-водителя
и смещенную к корме башни командирскую башенку) проходили испытания, в том
числе и фронтовые, в составе отдельной танковой роты имени НКСМ. Они
выявили, что Т-43 из-за возросшей до 34,1 т массы несколько уступает Т-34
по динамическим характеристикам (максимальная скорость снизилась до 48
км/ч), хотя и существенно превосходит последний по плавности хода. После
замены восьми бортовых топливных баков (у Т-34) на один носовой меньшей
емкости у Т-43 соответственно почти на 100 км уменьшился запас хода.
Танкисты отмечали простор боевого отделения и большее удобство в
обслуживании вооружения.